top of page

                Тема статьи: Изменения и дополнения в законодательные акты РК на 2022 год:

 

                               Гражданско-процессуальный кодекс РК (далее-ГПК)

 

Уже в 2022 году в судебную систему будут привлекать профессионалов, специализирующихся в отдельных отраслях права, перечень которых будет утверждать Высший Судебный Совет.

     По всему тексту в ГПК слово «исковое заявление» заменено на слово «Иск».

     В закрытом судебном заседании теперь также могут рассматриваться гражданские дела об усыновлении ребенка.

     С 1 августа 2022 года по Соглашению сторон можно будет выбрать экстерриториальную подсудность гражданских дел.

    Из ГПК исключена глава 21 «Заочное производство и заочное решение».

Введены нормы упрощенного (письменного) производства дел, рассматриваемые судом определенные категории дел (по искам о взыскании денег, если цена иска не превышает для юридических лиц двух тысяч месячных расчетных показателей, для индивидуальных предпринимателей, граждан - одной тысячи месячных расчетных показателей) в течение 1 месяца со дня принятия судом и срок рассмотрения которых не подлежит продлению. Рассмотрение судом дел в порядке упрощенного (письменного) производства осуществляется без ведения протокола и не подлежат отложению.

С января 2022 года в ГПК предусмотрен досудебный протокол (статья 150 ГПК РК «Принятие иска» и Глава 17 «Примирительные процедуры»).

Досудебный протокол заполняется в произвольной форме, в котором каждая сторона заполняет графу о своих доказательствах и предлагает свои варианты разрешения спора миром.

Применение досудебного протокола возможно, как в порядке общего искового производства, так и в упрощенном (письменном) производстве.

Соглашение об урегулировании спора заключается в письменной форме и подписывается сторонами. Подлежит исполнению сторонами добровольно в порядке и сроки, предусмотренные этим соглашением.

Соглашение, заключенное до рассмотрения в суде, представляет собой сделку, направленную на установление или прекращения прав и обязанностей сторон.

Также, внесены изменения в нормы касательно рассмотрения и разрешения дел в порядке медиации в части расширения сферы рассматриваемых дел с привлечением медиаторов, в том числе на стадии исполнения судебного акта. 

Часть 1 статьи 156 «Меры по обеспечению иска» дополнены нормами по ограничению наложения ареста, где кроме: обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов (пени по ним), пенсионных активов и пенсионных накоплений, единовременных пенсионных выплат из единого накопительного пенсионного фонда в целях улучшения жилищных условий и (или) оплаты лечения, пособия и социальных выплат, выплачиваемых из государственного бюджета и (или) Государственного фонда социального страхования, находящиеся на банковских счетах и (или) на электронных кошельках электронных денег, жилищных выплат, на деньги, находящиеся на банковских счетах в жилищных строительных сберегательных банках в виде жилищных строительных сбережений, накопленные за счет использования жилищных выплат, на деньги, находящиеся на банковских счетах в банках второго уровня в виде накоплений на капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума, за исключением взысканий на основании судебных решений по делам о неисполнении обязательств по договорам, заключаемым в целях проведения капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума, на деньги, внесенные на условиях депозита нотариуса, находящиеся на банковских счетах по договору об образовательном накопительном вкладе, заключенному в соответствии с Законом Республики Казахстан "О Государственной образовательной накопительной системе", активы Фонда социального медицинского страхования, на деньги, находящиеся на текущем счете частного судебного исполнителя, предназначенном для хранения взысканных сумм в пользу взыскателей, а также на деньги, находящиеся на банковском счете единого, не допускается наложение ареста на деньги оператора в сфере государственных закупок, предназначенном для внесения потенциальными поставщиками или поставщиками денег в качестве обеспечительных мер в рамках участия в государственных закупках в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственных закупка.

 

                                       Закон Республики Казахстан «О Нотариате» (далее -Закон)

 

Статья 4. Закона Нотариальное делопроизводство дополнена п.4:

«Нотариальным электронным репозиторием является компонент единой нотариальной информационной системы, обеспечивающий временное хранение, учет и использование нотариальных документов в электронной форме. Нотариальным электронным архивом является централизованная информационная система, предназначенная для сбора, приобретения, комплектования, упорядочения, хранения, учета и использования нотариальных документов в электронной форме».

В Единой нотариальной информационной системе появился отдельный компонент - Нотариальный электронный репозиторий. Он нужен для временного хранения, учета и использования нотариальных документов в электронной форме, то есть будет своеобразным электронным архивом нотариуса.

Пункт 3 Закона введен в действие с 1 января 2022 года: Сведения о совершении нотариальных действий должны размещаться на временное хранение в нотариальном электронном репозитории и по истечении установленного срока должны быть переданы в нотариальный электронный архив.

В случае приостановления действия лицензии частного нотариуса, документы, находящиеся в производстве нотариуса, в течение десяти рабочих дней передаются другому частному нотариусу, по совместному решению территориального органа юстиции и территориальной нотариальной палаты.

О произведенной передаче документов составляется акт приема-передачи установленной формы.

Произведены уточнения и дополнения норм в части приостановления действия лицензии нотариуса  сроком до шести месяцев, а именно:

  • в случае составления прокурором обвинительного акта в отношении нотариуса по уголовному делу (ранее было в случае привлечения нотариуса в качестве обвиняемого по уголовному делу);

  • в случае утверждения прокурором протокола обвинения, протокола ускоренного досудебного расследования, протокола об уголовном проступке и принятия решения о направлении уголовного дела в суд по соответствующей статье (статьям) уголовного закона, окончания досудебного расследования заключением процессуального соглашения в порядке, предусмотренном частью четвертой статьи 617 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан.

 

Изменения в подпункт 9 п.2 Статьи 92-1 Закона вводится в действие с 1 августа 2022 г.:

«На основании исполнительной надписи производится взыскание задолженности по следующим бесспорным требованиям:

9) о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и иных платежей»

 

                                                   Гражданский кодекс РК (далее – ГК)

Дополнены нормы в части формирования уставного капитала исключительно деньгами коллекторскими агентствами, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан о коллекторской деятельности.

 

Минимальный размер уставного капитала коллекторских агентств, созданных в форме полного товарищества, определяется законодательством Республики Казахстан о коллекторской деятельности.

 

Минимальный размер уставного капитала коллекторских агентств, созданных в форме коммандитного товарищества, определяется законодательством Республики Казахстан о коллекторской деятельности.

Минимальный размер уставного капитала коллекторских агентств, созданных в форме товарищества с ограниченной ответственностью, определяется законодательством Республики Казахстан о коллекторской деятельности.

Реализация предмета залога, а также переход такого имущества в собственность залогодержателя по договору о залоге вещей в ломбарде, заключенному в обеспечение исполнения договора о предоставлении микрокредита, не допускаются в период рассмотрения залогодержателем обращения заемщика по урегулированию задолженности в порядке, установленном Законом Республики Казахстан "О микрофинансовой деятельности".

Основания обращения взыскания на заложенное имущество возможно в случае нарушения обеспеченного залогом обязательства по ипотечным займам, обеспеченным жилищем физического лица и не связанным с предпринимательской деятельностью, является незначительным и размер требований залогодержателя явно несоразмерным стоимости заложенного имущества при одновременном наличии следующих условий:

  1. сумма неисполненного обязательства (без учета неустойки (штрафа, пени) составляет менее пятнадцати процентов от стоимости заложенного имущества, определенной сторонами в договоре о залоге;

  2. период просрочки исполнения обязательства, обеспеченного залогом, составляет менее шести месяцев.

 

Бюджетный кодекс Республики Казахстан (далее -БК)

Статья 24 БК дополнена пунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 25.12.20 г. № 391-VI (введены в действие с 1 января 2022 г.)

«2-1. Гарантированный трансферт из Национального фонда Республики Казахстан планируется в размере, не превышающем объем прогнозируемых поступлений в Национальный фонд Республики Казахстан от организаций нефтяного сектора при цене отсечения.

Цена отсечения определяется в порядке, определенном центральным уполномоченным органом по государственному планированию по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан.

Цена отсечения устанавливается законом, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи».

П.1 ст.41 БК изложен в редакции Закона РК от 03.01.22 г. № 101-VII (введено в действие с 7 марта 2022г:

«1.Государственным заданием является заказ юридическим лицам с участием государства в уставном капитале, Национальному олимпийскому комитету Республики Казахстан, Национальному паралимпийскому комитету Республики Казахстан, международному технологическому парку «Астана Хаб», автономным организациям образования и их организациям, корпоративному фонду «Академия Елбасы», определяемый Правительством Республики Казахстан, на оказание отдельных государственных услуг, реализацию бюджетных инвестиционных проектов и выполнение других задач, направленных на обеспечение социально-экономической стабильности и (или) социально-культурного развития государства.

Выделение бюджетных средств юридическим лицам с участием государства в уставном капитале на выполнение государственного задания осуществляется без увеличения уставного капитала».

 

подпункт 2) п.2 ст.41 БК изложен в следующей редакции:

«2) антимонопольного органа на предмет соответствия законодательству Республики Казахстан в области защиты конкуренции, выдаваемого в порядке, определяемом антимонопольным органом.»;

дополнен частью второй следующего содержания:

«В заключении антимонопольного органа может быть определен обязательный объем государственного задания, передаваемый юридическим лицом, ответственным за выполнение государственного задания, на субподряд с соблюдением конкурсных процедур, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.»;

в пункте 3 ст.41 БК:

часть первая изложен в следующей редакции:

«3. Выполнение государственного задания осуществляется в рамках реализации утвержденных республиканских трехлетних бюджетных программ путем заключения гражданско-правовой сделки между администратором республиканских бюджетных программ и исполнителем государственного задания с указанием в ней показателей результатов.»;

дополнен частью четвертой следующего содержания:

«Положение части третьей настоящего пункта не распространяется на субъектов квазигосударственного сектора, осуществляющих деятельность в области здравоохранения, в сфере реализации государственной информационной политики, и на корпоративный фонд «Академия Елбасы».»;

Ст.41 БК дополнена пунктами 4-1 и 4-2 следующего содержания:

«4-1. К государственным заданиям могут быть отнесены заказы:

1) по проведению государственной информационной политики, включая работы по ее техническому и методическому обеспечению;

2) в сферах модернизации общественного сознания, межэтнических отношений и внутриполитической стабильности, поддержки соотечественников за рубежом и кандасов внутри страны, общественного развития, методического обеспечения реализации государственной молодежной и семейной политики;

3) в области аэрокосмической деятельности;

4) в области охраны окружающей среды;

5) по реализации государственной политики в области религиозной деятельности и взаимодействия с религиозными объединениями;

6) Национальному олимпийскому и паралимпийскому комитетам Республики Казахстан;

7) в областях культуры и туристской деятельности, в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия;

8) в областях образования, науки;

9) в области здравоохранения, включая услуги по медицинскому обеспечению отдельных категорий государственных служащих и граждан Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

10) по организации и проведению обучения для медицинских работников и иных сотрудников системы Управления делами Президента Республики Казахстан;

11) по обеспечению безопасности судоходства и мореплавания, содержанию судоходных водных путей и шлюзов;

12) по строительству, реконструкции, ремонту, содержанию и развитию сети автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения;

13) по государственному геологическому изучению недр, а также сбору, хранению, обработке и предоставлению геологической информации;

14) по проведению научной экономической экспертизы проектов нормативных правовых актов;

15) по совершенствованию нормативно-технических документов в области архитектуры, градостроительства и строительства, а также жилищно-коммунального хозяйства;

16) по инвентаризации подземных и надземных коммуникаций на застроенной территории населенных пунктов;

17) по повышению доступности информации о земельных ресурсах;

18) по разработке и совершенствованию градостроительных документов общегосударственного значения;

19) по проведению мероприятий в рамках энергосбережения и повышению энергоэффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

20) в области ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности;

21) по созданию, обновлению и изданию государственных топографических карт и планов, созданию, развитию и поддержанию в рабочем состоянии государственных геодезических сетей, составлению технических проектов, формированию и ведению Национального картографо-геодезического фонда, созданию и развитию Национальной инфраструктуры пространственных данных;

22) в социально-трудовой сфере;

23) по учету нефти и газового конденсата, оказанию диспетчерских услуг производственных показателей нефтегазовой отрасли Республики Казахстан;

24) в области поддержки казахстанских кадров и производителей в отношении углеводородов и урана;

25) в области миграции населения;

26) по оказанию государственных услуг, реализации бюджетных инвестиционных проектов и выполнению иных задач по поручению и (или) согласованию с Президентом Республики Казахстан.

Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

4-2. Для включения в перечень государственных заданий заказы, указанные в пункте 4-1 настоящей статьи, должны соответствовать одному из следующих критериев:

1) отсутствие иной возможности обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства или защиты интересов общества;

2) использование, эксплуатация и содержание стратегических объектов, объектов критически важной инфраструктуры, в том числе информационно-коммуникационной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности, в силу обеспечения общественных интересов и национальной безопасности;

3) отсутствие конкуренции на соответствующем рынке товаров, работ и услуг;

4) исключительность и уникальность товара, работы, услуги, объектов интеллектуальной собственности.

Запрещаются планирование государственного задания и включение в перечень государственных заданий заказов, не отвечающих признакам, предусмотренным частью первой настоящего пункта. Сделки, заключенные в нарушение настоящего пункта, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованных лиц.»;

 

в пункте 2 статьи 154-3 БК:

часть вторая изложена в следующей редакции:

«На разработку или корректировку конкурсных документаций республиканских и местных проектов государственно-частного партнерства привлекаются квалифицированные юридические лица.»;

 

4) в пункте 3 статьи 154-4 БК:

часть вторую изложен в следующей редакции:

«На консультативное сопровождение республиканских и местных проектов государственно-частного партнерства, в случае необходимости, привлекаются квалифицированные юридические лица.»;

 

5) в пункте 2 статьи 155-2 БК:

часть вторая изложена в следующей редакции:

«На разработку или корректировку конкурсных документаций республиканских и местных концессионных проектов привлекаются квалифицированные юридические лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи.»;

часть третью исключить;

6) в пункте 3 статьи 155-3 БК:

часть вторую изложить в следующей редакции:

«На консультативное сопровождение республиканских и местных концессионных проектов привлекаются, в случае необходимости, квалифицированные юридические лица.

 

Земельный кодекс РК (далее –ЗК)

С 1 января 2022 года введен запрет на предоставление в частную собственность и землепользование земель сельскохозяйственного назначения гражданам Республики Казахстан, состоящим в браке (супружестве) с иностранцами или лицами без гражданств:

Статья 23. Собственность на земельные участки граждан и юридических лиц

П.4 ст.23 ЗК изложен в следующей редакции: «В частной собственности иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (негосударственных) могут находиться земельные участки для целей, указанных в пункте 3 настоящей статьи, за исключением земель, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и лесоразведения.

Земельные участки, расположенные в пограничной зоне Государственной границы Республики Казахстан, не могут принадлежать на праве собственности иностранцам, лицам без гражданства, гражданам Республики Казахстан, состоящим в браке (супружестве) с иностранцами или лицами без гражданства, а также иностранным юридическим лицам и юридическим лицам Республики Казахстан с иностранным участием.

При заключении брака (супружества) гражданами Республики Казахстан с иностранцами или лицами без гражданства право собственности на земельные участки, расположенные в пограничной зоне и пограничной полосе Государственной границы Республики Казахстан, подлежит переоформлению или отчуждению согласно нормам статьи 66 настоящего Кодекса.

При вхождении в состав участников (акционеров, членов) юридического лица Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства, иностранного юридического лица, юридического лица Республики Казахстан с иностранным участием право собственности на земельные участки, расположенные в пограничной зоне и пограничной полосе Государственной границы Республики Казахстан, подлежит переоформлению или отчуждению согласно нормам статьи 66 настоящего Кодекса.

 

Статья 24. Право собственности на земли сельскохозяйственного назначения

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.06.21 г. № 59-VII (введен в действие с 1 января 2022 г.).

До 31 декабря 2021 года введен мораторий на предоставление права частной собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности, физическим и юридическим лицам в соответствии с Указом Президента РК от 6 мая 2016 года № 248

Действие части 1 пункта 1 приостановлено до 31 декабря 2026 г., в период приостановления данная часть действует в редакции Закона РК от 30.06.16 г. № 5-VI .

1. Земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам Республики Казахстан без иностранного участия на праве землепользования в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Не допускается предоставление земельных участков сельскохозяйственного назначения в частную собственность в качестве государственных натурных грантов для ведения сельскохозяйственного производства.

Иностранцы, лица без гражданства, иностранные юридические лица, юридические лица Республики Казахстан с иностранным участием, международные организации, научные центры с международным участием, а также кандасы не могут обладать земельными участками сельскохозяйственного назначения на праве частной собственности или землепользования.

При вхождении в состав участников (акционеров, членов) юридического лица Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства, иностранного юридического лица, юридического лица Республики Казахстан с иностранным участием право частной собственности, а также право временного землепользования на земельные участки сельскохозяйственного назначения подлежат отчуждению согласно нормам статьи 66 настоящего Кодекса.

При прекращении гражданства Республики Казахстан у лица, являющегося участником (акционером, членом) юридического лица Республики Казахстан, право частной собственности, а также право временного землепользования на земельные участки сельскохозяйственного назначения подлежат отчуждению согласно нормам статьи 66 настоящего Кодекса.

Не допускается предоставление земельных участков сельскохозяйственного назначения в частную собственность и на праве землепользования гражданам Республики Казахстан, состоящим в браке (супружестве) с иностранцами или лицами без гражданства.

При заключении брака (супружества) гражданами Республики Казахстан с иностранцами или лицами без гражданства право частной собственности или землепользования на земельные участки сельскохозяйственного назначения подлежит отчуждению согласно нормам статьи 66 настоящего Кодекса.

П.6 ст.24 изложен в редакции Закона РК от 30.06.21 г. № 59-VII (введен в действие с 1 января 2022 г.)

6. Земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные в пределах пограничной зоны Государственной границы Республики Казахстан, предоставляются на праве временного землепользования гражданам Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и юридическим лицам Республики Казахстан без иностранного участия.

Статья 24 дополнена пунктом 7 в соответствии с Законом РК от 30.06.21 г. № 59-VII (введен в действие с 1 января 2022 г.)

7. Нормы пункта 1 настоящей статьи также действуют в отношении земельных участков, предоставленных (предоставляемых) для целей лесоразведения.

 

Статья 26. Государственная собственность на землю

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.06.21 г. № 59-VII (введен в действие с 1 января 2022 г.)

3. Не предоставляются в раздельную собственность и землепользование граждан и негосударственных юридических лиц земельные участки, занятые:

сенокосными угодьями, используемыми и предназначенными для нужд населения, в том числе находящимися в пределах границы городов областного и районного значения, поселков, сельских населенных пунктов;

дорогами общего пользования, в том числе дорогами межхозяйственного и межселенного значения, а также предназначенными для доступа на земельные участки общего пользования;

обводнительными сооружениями совместного пользования (обводнительные каналы, сбросы, колодцы, пункты водопоя) двух или более собственников земельных участков или землепользователей.

Пастбищные угодья, указанные в подпункте 7-1) части первой пункта 2 статьи 13 Закона Республики Казахстан «О пастбищах», не предоставляются в частную собственность и землепользование и используются только для нужд населения для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья.

 

С 1 января 2022 года разрешены гражданско-правовые сделки с правом землепользования (аренды) без выкупа данного права у государства, на землях сельскохозяйственного назначения по истечению пятилетнего срока аренды с момента предоставления земельного участка.

Пункт 1 ст.33 дополнен подпунктом 5-1 в соответствии с Законом РК от 30.06.21 г. № 59-VII (введен в действие с 1 января 2022 г.)

5-1) при отчуждении права землепользования на землях сельскохозяйственного назначения.

Отчуждение права землепользования на землях сельскохозяйственного назначения осуществляется на основе гражданско-правовых сделок по истечении пятилетнего срока аренды с момента предоставления права землепользования, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При этом землепользователь, совершивший отчуждение права землепользования на землях сельскохозяйственного назначения, обязан в течение трех рабочих дней после совершения гражданско-правовой сделки уведомить уполномоченный орган района, города областного значения по месту нахождения земельного участка.

Уведомление направляется в письменной форме с указанием номера и даты соответствующей гражданско-правовой сделки.

При отчуждении права землепользования на землях сельскохозяйственного назначения договор временного возмездного землепользования (аренды) переоформляется на нового землепользователя уполномоченным органом района, города областного значения на основании гражданско-правовых сделок на срок до истечения срока первоначальной аренды в порядке, определенном центральным уполномоченным органом.

Право временного возмездного землепользования на земельный участок при смене землепользователя возникает с момента регистрации изменений условий договора временного возмездного землепользования (аренды) земельных участков сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

В указанных случаях ответственным по договору временного возмездного землепользования (аренды) земельных участков сельскохозяйственного назначения перед арендодателем становится землепользователь, который приобрел право временного возмездного землепользования на земельный участок.

При этом общий суммарный размер земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться на праве временного возмездного землепользования у гражданина Республики Казахстан для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, негосударственного юридического лица Республики Казахстан без иностранного участия для ведения сельскохозяйственного производства, не должен превышать предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с пунктом 4 статьи 50 настоящего Кодекса.

В случае превышения указанных размеров право временного возмездного землепользования подлежит переоформлению или отчуждению согласно нормам статьи 66 настоящего Кодекса;

 

Согласно п.1-1 Статья 43 ЗК «Местные исполнительные органы обязаны размещать информацию по свободным земельным участкам и планируемым торгам (аукционам) на веб-портале реестра государственного имущества, своих интернет-ресурсах и специальных информационных стендах в местах, доступных для населения, с периодичностью обновления данных ежеквартально».

 

Пункт 1 статьи 14 ЗК дополнен подпунктом 2-11) следующего содержания:

«2-11) разработка и утверждение формы указания об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан, выдаваемого субъекту государственного контроля;»;

2) в пункте 3 статьи 92 ЗК:

слова «двух лет подряд» заменен словами «одного года»;

дополнен частью второй следующего содержания:

«Моментом выявления факта неиспользования земельного участка считается дата вручения собственнику земельного участка или землепользователю предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан.»;

3)  пункт 2 статьи 94 ЗК:

дополнен частью второй следующего содержания:

«При проведении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан иск о принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных статьями 92 и 93 настоящего Кодекса, предъявляется по истечении срока предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан, данного собственнику земельного участка или землепользователю.»;

часть вторую изложить в следующей редакции:

«Срок для принятия мер по использованию земельного участка по назначению устанавливается один год, а по устранению нарушений законодательства Республики Казахстан - три месяца с момента выявления нарушения законодательства Республики Казахстан, за исключением нерационального использования земельного участка сельскохозяйственного назначения.»;

дополнить частью третьей следующего содержания:

«Срок для принятия мер по рациональному использованию земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства устанавливается один год.»;

в части четвертой слово «третьей» заменить словом «пятой»;

4) часть первую пункта 3 статьи 145 изложить в следующей редакции:

«3. Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется в форме:

проверки и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;

профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля в соответствии с настоящим Кодексом и Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.»;

5) дополнен статьей 145-1 следующего содержания:

«Статья 145-1. Порядок проведения профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля

1. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится государственными инспекторами по использованию и охране земель территориального подразделения в отношении собственников или землепользователей, имеющих земельные участки сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства (далее для целей настоящей статьи - субъект контроля).

2. Целями профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля являются своевременное пресечение и предупреждение неиспользования или нерационального использования земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, предоставление субъекту контроля права самостоятельного устранения выявленных нарушений и снижение административной нагрузки на него.

3. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится на основании данных дистанционного зондирования земель сельскохозяйственного назначения по фактам неиспользования по назначению и (или) их нерационального использования.

Результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля подлежат учету территориальным подразделением в специальном журнале регистрации профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью территориального подразделения.

4. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля осуществляется ежегодно в период с сентября по ноябрь текущего года.

5. В случае выявления нарушения по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля составляется указание об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан, которое направляется субъекту контроля в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления нарушения.

6. По результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля не возбуждается административное производство.

7. В указании об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан отражаются характер нарушения, порядок его устранения, сроки исполнения указания и направления информации о его исполнении путем устранения выявленного нарушения.

8. Указание об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан вручается нарочно или направляется в форме заказного почтового отправления с уведомлением о его вручении субъекту контроля и посредством электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью государственного инспектора по использованию и охране земель территориального подразделения.

Днем получения указания об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан, направленного одним из способов, указанных в части первой настоящего пункта, считается дата первой отметки о его получении.

9. Срок для исполнения указания об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан устанавливается один год со дня его получения.

10. Субъект контроля после истечения срока исполнения указания об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан в течение трех рабочих дней обязан в письменном виде проинформировать территориальное подразделение о его исполнении путем устранения выявленного нарушения.

11. Государственными инспекторами по использованию и охране земель территориального подразделения после получения от субъекта контроля информации об исполнении указания об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан проводится контроль за ее достоверностью путем применения данных дистанционного зондирования земель.

12. Неисполнение указания об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан в установленный срок, в том числе в виде ненаправления субъектом контроля информации о его исполнении, является основанием для назначения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в порядке, определенном Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.»;

6) пункт 3 статьи 146 ЗК изложен в следующей редакции:

«3. Предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан органа, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель в пределах его компетенции, обязательны для всех государственных органов, собственников земельных участков и землепользователей.»;

7) пункт 1 статьи 148 ЗК дополнен подпунктом 6-1) следующего содержания:

«6-1) давать указания об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан

Статью подготовила нотариус  Н.Искиндирова Н.А.

bkoadilet.jpeg

Территориальная Нотариальная палата

Западно-Казахстанской области

 

Председатель Елегенова Найля Губашевна
Образована   в мае 1999 года
Общая численность нотариусов по состоянию на 01.01.
2025 года 121 нотариусов
Контактные телефоны: +7 705 514 3242
e-mail: npzko@mail.ru

Приём граждан ведётся председателем с понедельника по пятницу по предварительной записи.

 

     Архив нотариальной палаты ЗКО

 

Директор архива:  Утеуова Сандеш Елембаевна

Адрес : 090001, Западно-Казахстанская область,  г.Уральск пр.Назарбаева д.215 офис 6 (2 этаж)

Тел 8(7112) 509241

bottom of page